Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — обществоведение
Философские учения
1.  
i

К эле­мен­там ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры от­но­сит­ся(-ятся):

1) обо­ру­до­ва­ние
2) тра­ди­ции
3) нравы
4) об­ще­ние
2.  
i

К эле­мен­там ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры от­но­сят­ся:

1) ору­дия труда
2) ми­ро­воз­зрен­че­ские идеи
3) мо­раль­ные нормы
4) на­уч­ные тео­рии
3.  
i

В эпоху Про­све­ще­ния (XVIII в.) слово «куль­ту­ра» по­ни­ма­лось как:

1) со­вер­шен­ство­ва­ние ду­хов­ной жизни и нрав­ствен­но­сти
2) про­из­вод­ство новых зна­ний о при­ро­де и об­ще­стве
3) спо­соб вос­пи­та­ния че­ло­ве­ка-граж­да­ни­на, до­стой­но­го члена об­ще­ства
4) по­сти­же­ние Бога и за­ви­ся­щей от него че­ло­ве­че­ской судь­бы
4.  
i

Тео­ре­ти­че­ское ми­ро­воз­зре­ние, ис­поль­зу­ю­щее пре­дель­но ши­ро­кие по­ня­тия (ка­те­го­рии) и вы­стра­и­ва­ю­щее рас­суж­де­ния в со­от­вет­ствии с пра­ви­ла­ми ло­ги­ки,  — это _____.

5.  
i

На­прав­ле­ние раз­ви­тия, пред­по­ла­га­ю­щее по­вы­ше­ние на­уч­но­го и тех­но­ло­ги­че­ско­го зна­ния, пе­ре­ход от менее со­вер­шен­но­го со­сто­я­ния чего-либо к более со­вер­шен­но­му, вы­ра­жа­ет­ся по­ня­ти­ем _____.

6.  
i

Фи­ло­соф­ская ка­те­го­рия, ко­то­рая обо­зна­ча­ет объ­ек­тив­ную ре­аль­ность (окру­жа­ю­щий мир, дей­стви­тель­ность, при­ро­ду), су­ще­ству­ю­щую не­за­ви­си­мо от наших мыс­лей и чувств, но вме­сте с тем ося­за­е­мую, до­ступ­ную че­ло­ве­че­ско­му по­зна­нию,  — это ______.

 

Ответ за­пи­ши­те сло­вом в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа.

7.  
i

Объ­ек­тив­ная ре­аль­ность, су­ще­ству­ю­щая не­за­ви­си­мо от наших мыс­лей и чувств, но вме­сте с тем ося­за­е­мая и до­ступ­ная че­ло­ве­че­ско­му по­зна­нию, на­зы­ва­ет­ся _____.

8.  
i

В марк­сист­ской тео­рии утвер­жда­ет­ся, что:

1) со­ци­аль­ная струк­ту­ра опре­де­ля­ет­ся раз­лич­ны­ми ви­да­ми про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти людей;
2) ин­сти­ту­ци­о­наль­ные по­ряд­ки фор­ми­ру­ют клас­со­вую струк­ту­ру об­ще­ства;
3) со­ци­аль­ные клас­сы от­ли­ча­ют­ся пре­жде всего эко­но­ми­че­ским по­ло­же­ни­ем;
4) со­ци­аль­ная струк­ту­ра об­ще­ства опре­де­ля­ет­ся кон­фес­си­о­наль­ной при­над­леж­но­стью.
9.  
i

Сто­рон­ни­ки марк­сиз­ма счи­та­ют, что усло­ви­ем до­сти­же­ния со­ци­аль­но­го ра­вен­ства яв­ля­ет­ся:

1) уста­нов­ле­ние об­ще­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства и пла­но­вое ве­де­ние хо­зяй­ства
2) за­прет всех льгот и при­ви­ле­гий
3) ра­вен­ство всех перед за­ко­ном и судом
4) раз­ви­тие то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний под жест­ким кон­тро­лем го­су­дар­ства
10.  
i

Марк­сист­ская тео­рия свя­зы­ва­ет со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство с:

1) су­ще­ство­ва­ни­ем част­ной соб­ствен­но­сти и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком
2) раз­ли­чи­я­ми по уров­ню спо­соб­но­стей между лю­дь­ми
3) де­ле­ни­ем об­ще­ства на эт­ни­че­ские груп­пы
4) уста­нов­ле­ни­ем об­ще­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства
11.  
i

Марк­си­сты счи­та­ют, что не­об­хо­ди­мым усло­ви­ем для до­сти­же­ния со­ци­аль­но­го ра­вен­ства яв­ля­ет­ся:

1) рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда
2) уста­нов­ле­ние об­ще­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства
3) вза­и­мо­дей­ствие уси­лий всех со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов
4) про­грес­сив­ное раз­ви­тие тех­но­ло­гий про­из­вод­ства
12.  
i

Марк­сист­ская тео­рия свя­зы­ва­ет со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство в об­ще­стве с:

1) су­ще­ство­ва­ни­ем со­ци­аль­но­го, куль­тур­но­го и сим­во­ли­че­ско­го ка­пи­та­ла
2) де­ле­ни­ем об­ще­ства на эт­ни­че­ские груп­пы
3) есте­ствен­ной диф­фе­рен­ци­а­ци­ей людей
4) су­ще­ство­ва­ни­ем част­ной соб­ствен­но­сти и экс­плу­а­та­ци­ей че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком
13.  
i

Марк­сист­ская тео­рия утвер­жда­ет, что не­об­хо­ди­мым усло­ви­ем до­сти­же­ния со­ци­аль­но­го ра­вен­ства яв­ля­ет­ся:

1) уста­нов­ле­ние опре­де­лен­ных стан­дар­тов по­ве­де­ния
2) устра­не­ние льгот и при­ви­ле­гий
3) лик­ви­да­ция со­ци­аль­ных раз­ли­чий между муж­чи­ной и жен­щи­ной
4) уста­нов­ле­ние об­ще­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства
14.  
i

Для ма­те­ри­а­лиз­ма как фи­ло­соф­ско­го уче­ния ха­рак­тер­но утвер­жде­ние, что:

1) ос­нов­ным прин­ци­пом мыш­ле­ния яв­ля­ет­ся со­зер­ца­ние
2) сущ­ность че­ло­ве­ка, об­ще­ства и ис­то­рии ду­хов­на
3) под­лин­ная ре­аль­ность су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от мыс­лей че­ло­ве­ка
4) мир сам по себе не­по­зна­ва­ем ни при каких усло­ви­ях
15.  
i

Фи­ло­со­фы-иде­а­ли­сты утвер­жда­ют, что:

1) глав­ную роль в по­зна­нии иг­ра­ет чув­ствен­ный опыт;
2) под­лин­ная ре­аль­ность не­ося­за­е­ма, ли­ше­на ма­те­ри­аль­ных свойств;
3) ос­нов­ным прин­ци­пом мыш­ле­ния яв­ля­ет­ся на­блю­де­ние;
4) мир сам по себе не­по­зна­ва­ем ни при каких усло­ви­ях.
16.  
i

Для агно­сти­циз­ма как фи­ло­соф­ско­го уче­ния ха­рак­тер­но утвер­жде­ние, что:

1) опре­де­ля­ю­щую роль в жизни че­ло­ве­ка иг­ра­ет тру­до­вая де­я­тель­ность;
2) сущ­ность че­ло­ве­ка, об­ще­ства и ис­то­рии ду­хов­на;
3) ос­нов­ным прин­ци­пом мыш­ле­ния яв­ля­ет­ся на­блю­де­ние;
4) мир сам по себе не­по­зна­ва­ем;
17.  
i

Эм­пи­ризм как одно из фи­ло­соф­ских на­прав­ле­ний утвер­жда­ет:

1) не­воз­мож­ность по­зна­ния ре­аль­но­сти или ка­ко­го-то ее фраг­мен­та;
2) ве­ду­щую роль ра­зу­ма, мыш­ле­ния в по­зна­нии и дей­стви­ях людей;
3) при­о­ри­тет воли в вы­бо­ре соб­ствен­ной жиз­нен­ной по­зи­ции;
4) глав­ную роль чув­ствен­но­го опыта в че­ло­ве­че­ском по­зна­нии.
18.  
i

Эк­зи­стен­ци­а­лизм как одно из фи­ло­соф­ских на­прав­ле­ний:

1) рас­смат­ри­ва­ет чув­ствен­ный опыт как глав­ный в на­уч­ном по­зна­нии;
2) опре­де­ля­ет своей ос­нов­ной целью по­зна­ние мира при­ро­ды;
3) кон­цен­три­ру­ет вни­ма­ние на пе­ре­жи­ва­нии че­ло­ве­ком сво­е­го су­ще­ство­ва­ния;
4) утвер­жда­ет ве­ду­щую роль ра­зу­ма, мыш­ле­ния в по­зна­нии.
19.  
i

По та­ко­му кри­те­рию, как ме­ха­низм вос­при­я­тия, к слу­хо­вым видам ис­кус­ства из пе­ре­чис­лен­ных от­но­сит­ся:

1) ар­хи­тек­ту­ра
2) танец
3) му­зы­ка
4) ли­те­ра­ту­ра
20.  
i

По та­ко­му кри­те­рию, как спо­соб су­ще­ство­ва­ния об­ра­за, к про­стран­ствен­но-вре­мен­ным видам ис­кус­ства из пе­ре­чис­лен­ных от­но­сит­ся:

1) ар­хи­тек­ту­ра
2) танец
3) ли­те­ра­ту­ра
4) му­зы­ка
21.  
i

По та­ко­му кри­те­рию, как ме­ха­низм вос­при­я­тия, к зри­тель­ным видам ис­кус­ства из пе­ре­чис­лен­ных от­но­сит­ся:

1) ар­хи­тек­ту­ра;
2) му­зы­ка;
3) кино;
4) танец.
22.  
i

От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью фи­ло­соф­ско­го ми­ро­воз­зре­ния яв­ля­ет­ся(-ются):

1) не­до­пу­сти­мость пря­мой про­вер­ки с по­мо­щью опыта;
2) ло­гич­ность и до­ка­за­тель­ность рас­суж­де­ний;
3) вы­ра­бот­ка новых зна­ний, их прак­ти­че­ское при­ме­не­ние и си­сте­ма­ти­за­ция;
4) осу­ществ­ле­ние про­вер­ки ис­тин­но­сти экс­пе­ри­мен­таль­ным путем.
23.  
i

На­це­лен­ность на ре­аль­ные до­сти­же­ния в ин­те­ре­сах от­дель­но­го че­ло­ве­ка, кон­крет­ных людей и об­ще­ства в целом  — это:

1) нрав­ствен­ный прин­цип;
2) со­ци­аль­ная роль;
3) прак­ти­че­ский гу­ма­низм;
4) нрав­ствен­ное по­ве­де­ние.
24.  
i

На­прав­ле­ние фи­ло­соф­ской мысли, пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го утвер­жда­ют, что ис­тин­ное по­зна­ние до­сти­га­ет­ся с по­мо­щью ра­зу­ма, на­зы­ва­ет­ся:

1) ир­ра­ци­о­на­лизм;
2) эм­пи­ризм;
3) ра­ци­о­на­лизм;
4) иде­а­лизм.
25.  
i

На­прав­ле­ние фи­ло­соф­ской мысли, пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го по­ла­га­ют, что под­лин­ная ре­аль­ность по своей сути ду­хов­на, на­зы­ва­ет­ся:

1) эм­пи­ризм;
2) агно­сти­цизм;
3) ра­ци­о­на­лизм;
4) иде­а­лизм
26.  
i

Ре­ли­ги­ей НЕ яв­ля­ет­ся:

1) буд­дизм;
2) иуда­изм;
3) син­то­изм;
4) ра­ци­о­на­лизм;
5) кон­фу­ци­ан­ство.
27.  
i

Ре­ли­ги­ей НЕ яв­ля­ет­ся:

1) агно­сти­цизм;
2) ислам;
3) ин­ду­изм;
4) хри­сти­ан­ство;
5) буд­дизм.
28.  
i

В се­ре­ди­не XIX в. по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние фи­ло­со­фия ир­ра­ци­о­на­лиз­ма, в ос­но­ве ко­то­рой лежит:

1) со­зер­ца­тель­ность, не свя­зан­ная с по­все­днев­ной де­я­тель­но­стью
2) стрем­ле­ние ис­тол­ко­вать во­про­сы о со­от­но­ше­нии веры и ра­зу­ма с по­зи­ций прак­ти­циз­ма
3) стрем­ле­ние к пе­ре­оцен­ке всех цен­но­стей, при­шед­шее на смену вере в разум
4) пре­об­ла­да­ние идеи гу­ма­низ­ма и твор­че­ско­го пре­об­ра­зо­ва­ния окру­жа­ю­ще­го мира
29.  
i

Ха­рак­тер­ной чер­той фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни (XVII—XVIII вв.) яв­ля­ет­ся:

1) стрем­ле­ние к дог­ма­ти­за­ции цен­но­стей пред­ше­ству­ю­щей куль­ту­ры
2) стрем­ле­ние к пе­ре­оцен­ке всех цен­но­стей
3) обос­но­ва­ние идеи об­ще­ствен­но­го про­грес­са, ко­то­рый свя­зы­ва­ют с успе­ха­ми че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, раз­ви­ти­ем науки
4) со­зер­ца­тель­ность, не свя­зан­ная с по­все­днев­ной де­я­тель­но­стью
30.  
i

Ос­нов­ной чер­той фи­ло­со­фии эпохи воз­рож­де­ния было (был):

1) обос­но­ва­ние путей до­сти­же­ния на­уч­но­го по­зна­ния мира
2) со­зер­ца­тель­ный ха­рак­тер, не свя­зан­ный с по­все­днев­ной де­я­тель­но­стью
3) осо­зна­ние че­ло­ве­ком себя твор­цом и хо­зя­и­ном своей судь­бы
4) обос­но­ва­ние и ис­тол­ко­ва­ние истин Свя­щен­но­го Пи­са­ния
31.  
i

Ос­нов­ной чер­той фи­ло­со­фии Сред­не­ве­ко­вья было(-а):

1) осо­зна­ние че­ло­ве­ком себя как твор­ца и хо­зя­и­на своей судь­бы
2) ис­тол­ко­ва­ние истин, от­кры­тых людям Богом
3) обос­но­ва­ние путей на­уч­но­го по­зна­ния мира
4) кри­ти­ка ре­ли­ги­оз­но-ми­фо­ло­ги­че­ских пред­став­ле­ний
32.  
i

Для древ­не­гре­че­ской фи­ло­со­фии ха­рак­тер­но(-ен):

1) ис­тол­ко­ва­ние истин, от­кры­тых людям Богом
2) стрем­ле­ние к пе­ре­оцен­ке цен­но­стей гос­под­ству­ю­щей куль­ту­ры
3) осо­зна­ние че­ло­ве­ка твор­цом и хо­зя­и­ном своей судь­бы
4) поиск от­ве­тов на во­прос о пер­во­на­ча­ле всего су­ще­ству­ю­ще­го
33.  
i

Фи­ло­со­фия Но­во­го вре­ме­ни ха­рак­те­ри­зо­ва­лась:

1) со­зер­ца­тель­но­стью и при­о­ри­те­том тео­ре­ти­че­ской де­я­тель­но­сти над прак­ти­че­ской
2) пре­об­ла­да­ни­ем идеи об­ще­ствен­но­го про­грес­са, свя­зан­но­го с раз­ви­ти­ем науки
3) иде­я­ми ни­ги­лиз­ма, по­ло­жен­ны­ми в ос­но­ву ми­ро­воз­зре­ния лич­но­сти
4) по­яв­ле­ни­ем новых форм зна­ний — по­ня­тий и рас­суж­де­ний
34.  
i

В ХХ в. ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ет фи­ло­со­фия эк­зи­стен­ци­а­лиз­ма, в ос­но­ве ко­то­рой лежит:

1) спор о со­от­но­ше­нии веры и ра­зу­ма
2) уче­ние о со­ци­аль­ной при­ро­де лич­но­сти
3) на­уч­ное по­зна­ние мира
4) кон­цен­тра­ция вни­ма­ния на пе­ре­жи­ва­нии че­ло­ве­ком сво­е­го су­ще­ство­ва­ния
35.  
i

Древ­не­гре­че­ские Фи­ло­со­фы в своих уче­ни­ях:

1) рас­смат­ри­ва­ли во­про­сы о спе­ци­фи­ке че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ство­ва­ния
2) ис­ка­ли ответ на во­прос, что яв­ля­ет­ся пер­во­на­ча­лом · всего су­ще­ству­ю­ще­го
3) раз­ра­бо­та­ли уче­ние о лич­но­сти как про­дук­те об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний
4) при­дер­жи­ва­лись идеи об­ще­ствен­но­го про­грес­са, свя­зан­но­го с ро­стом ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства
36.  
i

В XX в. ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла фи­ло­со­фия эк­зи­стен­ци­а­лиз­ма, в ос­но­ве ко­то­рой лежит:

1) стрем­ле­ние че­ло­ве­ка к пе­ре­оцен­ке цен­но­стей
2) на­уч­ное по­зна­ние мира
3) кон­цен­тра­ция вни­ма­ния на пе­ре­жи­ва­нии че­ло­ве­ком сво­е­го су­ще­ство­ва­ния
4) спор о со­от­но­ше­нии веры и ра­зу­ма
37.  
i

В XIX в. рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла фи­ло­со­фия ир­ра­ци­о­на­лиз­ма, в ос­но­ве ко­то­рой лежат(-ит):

1) це­лост­ные ми­ро­воз­зрен­че­ские си­сте­мы, объ­яс­ня­ю­щие про­цес­сы по­зна­ния дей­стви­тель­но­сти
2) осо­зна­ние че­ло­ве­ком себя как хо­зя­и­на своей судь­бы
3) на­прав­лен­ность на по­зна­ние на­уч­но уста­нов­лен­ных фак­тов и эм­пи­ри­че­ски по­лу­чен­ных обоб­ще­ний
4) стрем­ле­ние к пе­ре­оцен­ке всех цен­но­стей, при­шед­шее на смену вере в разум
38.  
i

Со­во­куп­ность раз­лич­ных на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний о бу­ду­щем Земли и че­ло­ве­че­ства на­зы­ва­ет­ся ________.

39.  
i

Тео­ре­ти­че­ское ми­ро­воз­зре­ние, рас­смат­ри­ва­ю­щее во­прос об от­но­ше­нии че­ло­ве­ка и мира, ис­поль­зу­ю­щее пре­дель­но ши­ро­кие по­ня­тия, цен­ност­ные суж­де­ния и вы­стра­и­ва­ю­щее рас­суж­де­ния в со­от­вет­ствии с пра­ви­ла­ми ло­ги­ки, вы­ра­жа­ет­ся по­ня­ти­ем ________.

40.  
i

Фи­ло­соф­ская ка­те­го­рия, под ко­то­рой по­ни­ма­ет­ся все то, что су­ще­ству­ет са­мо­сто­я­тель­но, не­за­ви­си­мо от наших мыс­лей и чувств, вме­сте с тем до­ступ­но че­ло­ве­че­ско­му опыту и по­зна­нию,  — это ________.

41.  
i

Ука­жи­те не­вер­ное суж­де­ние:

1) древ­не­гре­че­ская фи­ло­со­фия была со­зер­ца­тель­ной, не свя­зан­ной с по­все­днев­ной де­я­тель­но­стью;
2) в пе­ри­од Сред­не­ве­ко­вья фи­ло­со­фия ста­но­вит­ся «слу­жан­кой тео­ло­гии»;
3) в эпоху Воз­рож­де­ния че­ло­век по­зна­ет окру­жа­ю­щий мир и тво­рит са­мо­го себя;
4) в Новое время прин­ци­пом ми­ро­воз­зре­ния ста­но­вит­ся идея прак­ти­че­ско­го гу­ма­низ­ма.
42.  
i

Опре­де­ли­те, к ка­ко­му фи­ло­соф­ско­му на­прав­ле­нию от­но­сит­ся твор­че­ство ав­то­ра дан­ной ци­та­ты, опи­ра­ясь на со­от­вет­ству­ю­щую трак­тов­ку фи­ло­соф­ской про­бле­мы: «И по­то­му пусть люди пе­ре­ста­нут удив­лять­ся тому, что путь наук еще не прой­ден, ибо они вовсе сби­лись с до­ро­ги, ре­ши­тель­но оста­вив и по­ки­нув опыт или пу­та­ясь и блуж­дая в нем, как в ла­би­рин­те. Пра­виль­но же по­стро­ен­ный метод не­из­мен­ной сте­зей ведет через леса опыта к от­кры­тию ак­си­ом»:

1) эм­пи­ризм;
2) скеп­ти­цизм;
3) иде­а­лизм;
4) ма­те­ри­а­лизм;
5) ра­ци­о­на­лизм.
43.  
i

Опре­де­ли­те, к ка­ко­му фи­ло­соф­ско­му на­прав­ле­нию от­но­сит­ся твор­че­ство ав­то­ра дан­ной ци­та­ты, опи­ра­ясь на со­от­вет­ству­ю­щую трак­тов­ку фи­ло­соф­ской про­бле­мы: «Оста­ет­ся про­сто опыт, ко­то­рый зо­вет­ся слу­чай­ным, если при­хо­дит сам, и экс­пе­ри­мен­том, если его отыс­ки­ва­ют... Ис­тин­ный же метод опыта сна­ча­ла за­жи­га­ет свет, потом ука­зы­ва­ет све­том до­ро­гу: он на­чи­на­ет с упо­ря­до­чен­но­го и си­сте­ма­ти­че­ско­го опыта, от­нюдь не пре­врат­но­го и от­кло­ня­ю­ще­го­ся в сто­ро­ну, и вы­во­дит из него ак­си­о­мы, а из по­стро­ен­ных ак­си­ом  — новые опыты...»:

1) агно­сти­цизм;
2) ма­те­ри­а­лизм;
3) эм­пи­ризм;
4) эк­зи­стен­ци­а­лизм;
5) ра­ци­о­на­лизм.
44.  
i

Фи­ло­со­фия так же, как и наука, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся:

1) по­пыт­кой найти смысл жизни
2) верой в сверхъ­есте­ствен­ные силы
3) по­ис­ком от­ве­тов на веч­ные, или ро­ко­вые, во­про­сы
4) ис­поль­зо­ва­ни­ем тер­ми­нов с четко опре­де­лен­ным со­дер­жа­ни­ем
5) вы­яв­ле­ни­ем смыс­ло­вых и цен­ност­ных ос­но­ва­ний куль­ту­ры
45.  
i

Фи­ло­со­фия так же, как и ре­ли­гия, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся:

1) опо­рой на ло­ги­че­ски обос­но­ван­ное зна­ние
2) от­ка­зом от внут­рен­ней сво­бо­ды
3) верой в дог­ма­ты
4) по­пыт­кой от­ве­тить на веч­ные, или ро­ко­вые, во­про­сы
5) ра­ци­о­наль­ным объ­яс­не­ни­ем мира
46.  
i

Раз­дел фи­ло­со­фии, изу­ча­ю­щий бытие,  — это:

1) ир­ра­ци­о­на­лизм;
2) фе­ти­шизм;
3) он­то­ло­гия;
4) гно­сео­ло­гия;
5) кон­сью­ме­ризм.
47.  
i

Для фи­ло­со­фии ра­ци­о­на­лиз­ма ха­рак­тер­на(-ен):

1) убеж­ден­ность в не­по­зна­ва­е­мо­сти мира
2) опора на чув­ствен­ный опыт
3) поиск смыс­ла че­ло­ве­че­ской жизни
4) ве­ду­щая роль мыш­ле­ния в по­зна­нии
48.  
i

Для эм­пи­риз­ма как фи­ло­соф­ско­го уче­ния ха­рак­тер­но утвер­жде­ние:

1) мир сам по себе не­по­зна­ва­ем
2) глав­ную роль в по­зна­нии иг­ра­ет чув­ствен­ный опыт
3) по­знать сущ­ность мира можно толь­ко с по­мо­щью мыш­ле­ния
4) глав­ным прин­ци­пом мыш­ле­ния яв­ля­ет­ся со­мне­ние
49.  
i

Для фи­ло­соф­ских по­ло­же­ний и вы­во­дов ха­рак­тер­но(-ы, -а):

1) ре­ша­ю­щее вли­я­ние на них обы­ча­ев и тра­ди­ций
2) ло­гич­ность, по­сле­до­ва­тель­ность и до­ка­за­тель­ность рас­суж­де­ний
3) дог­ма­тич­ность всех утвер­жде­ний
4) ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние обы­ден­ных пред­став­ле­ний и тра­ди­ций
50.  
i

Фи­ло­соф­ское ми­ро­воз­зре­ние от­ли­ча­ет­ся:

1) отоб­ра­же­ни­ем мира в ху­до­же­ствен­но-об­раз­ной форме
2) мыш­ле­ни­ем с по­мо­щью стро­гих по­ня­тий и за­ко­нов ло­ги­ки
3) боль­шим вли­я­ни­ем обы­ча­ев и тра­ди­ций
4) дог­ма­тич­но­стью форм про­яв­ле­ния
51.  
i

Фи­ло­со­фы-иде­а­ли­сты в во­про­се о че­ло­ве­ке утвер­жда­ют:

1) ре­ша­ю­щую роль веры в про­цес­се по­зна­ния
2) ду­хов­ность сущ­но­сти че­ло­ве­ка
3) опре­де­ля­ю­щую роль тру­до­вой де­я­тель­но­сти в жизни че­ло­ве­ка
4) опре­де­ля­ю­щую роль чув­ствен­но­го опыта в по­зна­нии
52.  
i

Осо­бен­но­стью древ­не­гре­че­ской фи­ло­со­фии было:

1) ис­тол­ко­ва­ние ис­ти­ны, от­кры­той людям Богом
2) опре­де­ле­ние не­по­сред­ствен­ной прак­ти­че­ской по­лез­но­сти зна­ний
3) стрем­ле­ние по­нять окру­жа­ю­щий мир
4) по­яв­ле­ние идеи об­ще­ствен­но­го про­грес­са
53.  
i

Сто­рон­ни­ки фи­ло­со­фии эк­зи­стен­ци­а­лиз­ма:

1) на пер­вое место ста­вят идею со­ци­аль­но­го про­грес­са
2) пред­став­ля­ют че­ло­ве­че­скую при­ро­ду как ре­зуль­тат раз­ви­тия об­ще­ства
3) объ­яс­ня­ют по­ве­де­ние че­ло­ве­ка воз­дей­стви­ем окру­жа­ю­щей среды
4) кон­цен­три­ру­ют вни­ма­ние на пе­ре­жи­ва­нии че­ло­ве­ком сво­е­го су­ще­ство­ва­ния
54.  
i

Фи­ло­со­фия эк­зи­стен­ци­а­лиз­ма:

1) кон­цен­три­ру­ет вни­ма­ние на пе­ре­жи­ва­нии че­ло­ве­ком сво­е­го су­ще­ство­ва­ния
2) пред­став­ля­ет че­ло­ве­че­скую при­ро­ду как про­дукт об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия
3) объ­яс­ня­ет по­ве­де­ние че­ло­ве­ка воз­дей­стви­ем окру­жа­ю­щей среды
4) счи­та­ет глав­ной роль ре­ли­гии в по­зна­нии
55.  
i

Сто­рон­ни­ка­ми ра­ци­о­на­лиз­ма на­зы­ва­ют фи­ло­со­фов, ко­то­рые:

1) в че­ло­ве­че­ском по­зна­нии глав­ной счи­та­ют роль чув­ствен­но­го опыта
2) в по­зна­нии ве­ду­щую роль от­да­ют ра­зу­му и мыш­ле­нию
3) утвер­жда­ют, что мир не­по­зна­ва­ем
4) счи­та­ют, что лучше воз­дер­жи­вать­ся от каких-либо суж­де­ний
56.  
i

К сто­рон­ни­кам эм­пи­риз­ма от­но­сят фи­ло­со­фов, ко­то­рые утвер­жда­ют, что:

1) мир сам по себе не­по­зна­ва­ем
2) по­знать мир можно толь­ко бла­го­да­ря вере
3) ве­ду­щая роль в по­зна­нии мира при­над­ле­жит ра­зу­му
4) по­зна­ние мира про­ис­хо­дит глав­ным об­ра­зом по­сред­ством ор­га­нов чувств
57.  
i

Фи­ло­со­фы-ма­те­ри­а­ли­сты утвер­жда­ют, что:

1) опре­де­ля­ю­щую роль в жизни че­ло­ве­ка иг­ра­ет тру­до­вая де­я­тель­ность
2) сущ­ность че­ло­ве­ка ду­хов­на
3) ос­нов­ным прин­ци­пом мыш­ле­ния яв­ля­ет­ся со­мне­ние
4) мир сам по себе не­по­зна­ва­ем
58.  
i

Фи­ло­со­фы-агно­сти­ки счи­та­ют, что:

1) мир сам по себе не­по­зна­ва­ем
2) глав­ную роль в по­зна­нии иг­ра­ет чув­ствен­ный опыт
3) по­знать мир можно с по­мо­щью ра­зу­ма
4) глав­ным прин­ци­пом мыш­ле­ния яв­ля­ет­ся со­мне­ние
59.  
i

Фи­ло­соф­ское по­зна­ние мира:

1) ос­но­ва­но на вере и вну­ше­нии
2) фор­ми­ру­ет­ся сти­хий­но под вли­я­ни­ем тра­ди­ций
3) ос­но­ва­но на опыте и экс­пе­ри­мен­те
4) тре­бу­ет кри­ти­че­ско­го рас­смот­ре­ния лю­бо­го утвер­жде­ния
60.  
i

Фи­ло­со­фы-иде­а­ли­сты утвер­жда­ют, что:

1) сущ­ность че­ло­ве­ка ду­хов­на
2) глав­ную роль в по­зна­нии иг­ра­ет чув­ствен­ный опыт
3) мир сам по себе не­по­зна­ва­ем
4) че­ло­век яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том при­род­ной эво­лю­ции
61.  
i

Фи­ло­со­фия эк­зи­стен­ци­а­лиз­ма ос­но­ва­на на утвер­жде­нии, что:

1) сущ­ность че­ло­ве­ка ду­хов­на
2) че­ло­ве­че­ское су­ще­ство­ва­ние есть глав­ный пред­мет фи­ло­со­фии
3) глав­ным прин­ци­пом мыш­ле­ния яв­ля­ет­ся со­мне­ние
4) ма­те­ри­аль­ный мир по­зна­ва­ем
62.  
i

Про­чти­те от­ры­вок и от­веть­те на во­прос.

 

«До сих пор опыт... или со­всем не имел ос­но­ва­ния, iии имел весь­ма не­на­деж­ное... До сих пор не было отыс­ка­но и со­бра­но мно­же­ство част­но­стей, спо­соб­ное дать ра­зу­му зна­ние, в какой бы то ни было мере до­ста­точ­ное по сво­е­му ко­ли­че­ству, роду до­сто­вер­но­сти... Ни­че­го мы не на­хо­дим в есте­ствен­ной ис­то­рии долж­ным об­ра­зом раз­ве­дан­но­го, про­ве­рен­но­го, со­счи­тан­но­го, взве­шен­но­го и иже­рен­но­го. Од­на­ко то, что в на­блю­де­нии не опре­де­ле­но и смут­но, в пред­став­ле­нии ложно и не­вер­но...На­деж­ду на даль­ней­шее дви­же­ние наук впе­ред толь­ко тогда можно обос­но­вать, когда есте­ствен­ная ис­то­рия по­лу­чит и со­бе­рет мно­го­чис­лен­ные опыты...».

 

Опре­де­ли­те, к ка­ко­му фи­ло­соф­ско­му на­прав­ле­нию от­но­сит­ся твор­че­ство ав­то­ра дан­ной ци­та­ты, опи­ра­ясь на со­от­вет­ству­ю­щую трак­тов­ку фи­ло­соф­ской про­бле­мы.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

 

1)  Агно­сти­цизм;

2)  иде­а­лизм;

3)  ра­ци­о­на­лизм;

4)  эм­пи­ризм;

5)  ир­ра­ци­о­на­лизм;

6)  скеп­ти­цизм.

63.  
i

Про­чти­те от­ры­вок и от­веть­те на во­прос.

 

«...Аб­со­лют­ная идея есть пре­жде всего един­ство прак­ти­че­ской и тео­ре­ти­че­ской идеи и, сле­до­ва­тель­но, вме­сте с тем един­ство идеи жизни и идеи по­зна­ния... Аб­со­лют­ная идея есть для себя, по­то­му что в ней нет ни пе­ре­хо­да, ни пред­по­сы­лок и во­об­ще ни­ка­кой опре­де­лен­но­сти, ко­то­рые не были бы те­ку­чи и про­зрач­ны; она есть чи­стая форма по­ня­тия, ко­то­рая со­зер­ца­ет свое со­дер­жа­ние как самое себя. Она есть свое соб­ствен­ное со­дер­жа­ние, по­сколь­ку она есть иде­аль­ное раз­ли­че­ние самой себя от себя, и одно из этих раз­ли­че­ний есть тож­де­ство с собой, ко­то­рое, од­на­ко, со­дер­жит в себе то­таль­ность форм как си­сте­му со­дер­жа­тель­ных опре­де­ле­ний».

 

Опре­де­ли­те, к ка­ко­му фи­ло­соф­ско­му на­прав­ле­нию от­но­сит­ся твор­че­ство ав­то­ра дан­ной ци­та­ты, опи­ра­ясь на со­от­вет­ству­ю­щую трак­тов­ку фи­ло­соф­ской про­бле­мы.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

 

1)  Агно­сти­цизм;

2)  ир­ра­ци­о­на­лизм;

3)  эк­зи­стен­ци­а­лизм;

4)  иде­а­лизм;

5)  по­зи­ти­визм;

6)  скеп­ти­цизм.

64.  
i

Про­чти­те от­ры­вок и от­веть­те на во­прос.

 

«Че­ло­век... со­зда­ет этот мир пла­ни­ро­ван­но­го по­ряд­ка, пы­та­ясь пе­рей­ти его гра­ни­цы там, где они об­на­ру­жи­ва­ют­ся. Эти гра­ни­цы вы­сту­па­ют здесь как его про­тив­ни­ки, но в них он, соб­ствен­но го­во­ря, и при­сут­ству­ет в ка­че­стве са­мо­го себя, того, кто не вхо­дит в уста­нов­лен­ный по­ря­док. Если бы он пол­но­стью одо­лел про­тив­ни­ка по­ряд­ка сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, он по­те­рял бы са­мо­го себя в со­здан­ном им мире. Ду­хов­ная си­ту­а­ция че­ло­ве­ка воз­ни­ка­ет лишь там, где он ощу­ща­ет себя в по­гра­нич­ных си­ту­а­ци­ях. Там он пре­бы­ва­ет в ка­че­стве са­мо­го себя в су­ще­ство­ва­нии, [в слу­чае] когда оно не за­мы­ка­ет­ся, а все время вновь рас­па­да­ет­ся на ан­ти­но­мии».

 

Опре­де­ли­те, к ка­ко­му фи­ло­соф­ско­му на­прав­ле­нию от­но­сит­ся твор­че­ство ав­то­ра дан­ной ци­та­ты, опи­ра­ясь на со­от­вет­ству­ю­щую трак­тов­ку фи­ло­соф­ской про­бле­мы.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

 

1)  Праг­ма­тизм;

2)  ма­те­ри­а­лизм;

3)  эк­зи­стен­ци­а­лизм;

4)  эм­пи­ризм;

5)  агно­сти­цизм;

6)  ра­ци­о­на­лизм.

65.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова (сло­во­со­че­та­ния) из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те слова (сло­во­со­че­та­ния) по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя их в нуж­ной форме.

 

По­ня­тие «фи­ло­со­фия» про­ис­хо­дит от древ­не­гре­че­ско­го А)______ . Фи­ло­со­фия  — это форма тео­ре­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, ко­то­рая опе­ри­ру­ет аб­стракт­ны­ми по­ня­ти­я­ми и фор­ми­ру­ет си­сте­му зна­ний о наи­бо­лее Б)______ ха­рак­те­ри­сти­ках ре­аль­но­сти и спо­со­бах ее по­зна­ния че­ло­ве­ком. Одним из важ­ней­ших фи­ло­соф­ских во­про­сов яв­ля­ет­ся во­прос о том, по­зна­ва­ем ли мир. Суть В)______ за­клю­ча­ет­ся в идее, что мир не­по­зна­ва­ем.

 

Слова (сло­во­со­че­та­ния):

1)  гно­сео­ло­ги­че­ский оп­ти­мизм

2)  «лю­бовь к жизни»

3)  общие и фун­да­мен­таль­ные

4)  «лю­бовь к муд­ро­сти»

5)  агно­сти­цизм

6)  кон­крет­ные и при­клад­ные

66.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова (сло­во­со­че­та­ния) из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те слова (сло­во­со­че­та­ния) по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя их в нуж­ной форме.

 

Фи­ло­со­фия воз­ни­ка­ет в А)______ од­но­вре­мен­но в Древ­нем Китае, Древ­ней Индии, Древ­ней Гре­ции. Фи­ло­со­фия  — это форма тео­ре­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, ко­то­рая опе­ри­ру­ет Б) ______ по­ня­ти­я­ми и фор­ми­ру­ет си­сте­му зна­ний о наи­бо­лее общих и фун­да­мен­таль­ных ха­рак­те­ри­сти­ках ре­аль­но­сти и спо­со­бах ее по­зна­ния че­ло­ве­ком. Одним из важ­ней­ших фи­ло­соф­ских во­про­сов яв­ля­ет­ся во­прос о том, по­зна­ва­ем ли мир. Суть В)______ за­клю­ча­ет­ся в идее, что мир по­зна­ва­ем.

 

Слова (сло­во­со­че­та­ния):

1)  аб­стракт­ные

2)  пре­дель­но кон­крет­ные

3)  VII−VI вв. до н. э.

4)  гно­сео­ло­ги­че­ский оп­ти­мизм

5)  агно­сти­цизм

6)  VI−VII вв. н. э.

67.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

 

Фи­ло­соф­ский под­ход

к по­зна­нию

Суть под­хо­да
A)  агно­сти­цизм

Б)  скеп­ти­цизм

B)  гно­сео­ло­ги­че­ский оп­ти­мизм

1)  уве­рен­ность в том, что фи­ло­соф­ское мыш­ле­ние огра­ни­че­но дог­ма­та­ми веры

2)  со­мне­ние в воз­мож­но­сти по­лу­че­ния до­сто­вер­но­го зна­ния

3)  уве­рен­ность в том, что мир не­по­зна­ва­ем

4)  уве­рен­ность в том, что мир по­зна­ва­ем

68.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

 

Фи­ло­соф­ский под­ход

к по­зна­нию

Суть под­хо­да
А)  скеп­ти­цизм

Б)  гно­сео­ло­ги­че­ский оп­ти­мизм

В)  агно­сти­цизм

1)  уве­рен­ность в том, что мир по­зна­ва­ем

2)  со­мне­ние в воз­мож­но­сти по­лу­че­ния до­сто­вер­но­го зна­ния

3)  уве­рен­ность в том, что фи­ло­соф­ское мыш­ле­ние огра­ни­че­но со­дер­жа­ни­ем свя­щен­ных тек­стов

4)  уве­рен­ность в том, что мир не­по­зна­ва­ем

69.  
i

Йозеф Шум­пе­тер одним из пер­вых:

1) при­зы­вал от­ка­зать­ся от ин­но­ва­ций;
2) от­ри­цал су­ще­ство­ва­ние ин­но­ва­ций;
3) ука­зы­вал на не­эф­фек­тив­ность всех ин­но­ва­ций;
4) осу­ществ­лял по­дроб­ное опи­са­ние ин­но­ва­ций;
5) осу­ществ­лял ин­но­ва­ции в энер­ге­ти­ке.
70.  
i

Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных суж­де­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие фи­ло­со­фию.

 

1)  Един­ствен­ной про­бле­мой сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии яв­ля­ет­ся обос­но­ва­ние воз­мож­но­сти и путей до­сти­же­ния пра­виль­но­го по­зна­ния мира.

2)  В XIX–XX вв. сфор­ми­ро­ва­лось мно­же­ство фи­ло­соф­ских школ и на­прав­ле­ний.

3)  Сто­рон­ни­ки гно­сео­ло­ги­че­ско­го оп­ти­миз­ма от­ри­ца­ют воз­мож­ность по­лу­че­ния до­сто­вер­но­го зна­ния о мире.

4)  За эта­пом ан­тич­ной фи­ло­со­фии сразу же сле­ду­ет этап фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни.

5)  Сто­рон­ни­ки эм­пи­риз­ма счи­та­ют, что по­зна­ние ос­но­ва­но на опыте.

71.  
i

Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных суж­де­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие фи­ло­со­фию.

 

1)  При­вер­жен­цы агно­сти­циз­ма счи­та­ют, что мир не­по­зна­ва­ем.

2)  Для ан­тич­ной фи­ло­со­фии ха­рак­тер­ны стрем­ле­ние к пе­ре­оцен­ке всех цен­но­стей и ир­ра­ци­о­на­лизм, т. е. не­до­ве­рие к ра­зу­му.

3)  Одним из ос­нов­ных во­про­сов сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии яв­ля­ет­ся во­прос о до­ка­за­тель­стве бытия Бога.

4)  Един­ствен­ный во­прос со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии: что яв­ля­ет­ся пер­во­на­ча­лом мира  — идея или ма­те­рия?

5)  За эта­пом фи­ло­со­фии Воз­рож­де­ния сле­ду­ет этап сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии.